Номинация «Воспитываем трудом»
Семейный творческий проект
АРТ-ОБЪЕКТ
«ВСЕ ОТТЕНКИ ВРЕМЕНИ»
Паспорт семейного творческого проекта
№п/п |
Структура |
Содержание |
1. |
Полное название проекта |
Семейный творческий проект «АРТ-ОБЪЕКТ «ВСЕ ОТТЕНКИ ВРЕМЕНИ» |
2. |
Место проведения |
ЦРТ «Сокол» г. Липецка |
3. |
Адресация проекта |
Родительская общественность и учащиеся МБОУ ДО ЦРТ «Сокол» г. Липецка |
4.Участники и организаторы проекта |
||
4.1. |
Руководитель проекта |
Председатель Совета родителей ЦРТ «Сокол» г. Липецка, Гулевская Л.А. |
4.2. |
Автор проекта |
Председатель родительского комитета студии изобразительного искусства «Дети в цвете», Павленко Т.С. |
4.3. |
Куратор проекта |
Заместитель директора ЦРТ «Сокол» г. Липецка, Соломыкина Л.В. |
4.4. |
Педагог-наставник по организации детьми мастер-классов для родителей |
Педагог дополнительного образования, Иванова Е.А. |
4.5. |
Участники проекта |
Семьи учащихся студий «Дети в цвете» и «Волшебные краски» МБОУ ДО ЦРТ «Сокол» г. Липецка |
5. Тип проекта |
||
5.1. |
по продолжительности |
Долгосрочный |
5.2. |
по количеству участников |
коллективный |
6. Вид проекта |
||
6.1. |
По доминирующему методу |
Практико-ориентированный |
6.2. |
По образованию |
Наставнический |
6.3. |
По содержанию |
Интегративный |
6.4. |
Форма проекта |
социальный проект |
Создадим для деток чудо – арт-объект
Циферблат и спектр превратим в проект,
Пусть сияет, светится весело повсюду,
Переливом радужным красочное чудо.
Круг волшебный Иттена разберем на части.
И из листьев осени вдруг возникнет счастье,
А из красок лета вдруг вспорхнет надежда
Кто не любит радугу? Лишь одни невежды!
Т. Чуносова
Введение
Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и обществом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, становления гражданских отношений.
Творчество – это форма свободного самовыражения и самопознания личности, это дополнительный язык, на котором можно говорить о себе, о своих детях и мечтах.
Мы – родители детей, которые пятый год занимаются в студиях «Дети в цвете» и «Волшебные краски» Центра развития творчества «Сокол» г. Липецка. Ежегодно наши любимые юные художники становятся победителями огромного количества престижных конкурсов. Только в 2024 году картины наших детей были представлены на выставках на ВДНХ, в МГУ, в Государственной Думе, их работы стали победителями в региональном этапе Дельфийских молодежных игр, Большом Всероссийском фестивале детского и юношеского творчества, Всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества «Базовые национальные ценности» и многих-многих других.
Художественно-творческая деятельность является мощным фактором гармонизации личности, как для ребёнка, так и для взрослого. Именно художественно-творческая деятельность готова послужить мостиком, объединяющим детей и родителей. Совместное семейное творчество призывает помочь детям открыть для себя мир взрослых людей, а взрослым – лучше понять мир своего ребёнка.
Для любого ребенка главным образцом для подражания являются родители, поэтому участниками проекта являются не только учащиеся ЦРТ «Сокол», но и их семьи - родители и бабушки.
Идея по созданию арт-объекта «Все оттенки времени» родилась у родителей в результате тематического родительского собрания, на котором дети предстали в качестве наставников, познакомили родителей с основами дизайна интерьера и научили изготовлению интерьерного панно с использованием текстурной пасты на основе пищевой соды и красок.
В результате родители решили в качестве ответного подарка создать арт-объект, который станет украшением учебного кабинета по ИЗО, он объединит в себе большие интерьерный часы и цветовой круг Иттена. Он, как и циферблат тоже состоит из 12 секторов, но не цифр, а цветов. Опираясь на этот цветовой круг, юным художникам будет легче освоить законы цветоведения и получать любые оттенки, доступные человеческому глазу.
Проблема.
Наши дети с огромным интересом занимаются в студиях изобразительного искусства в ЦРТ «Сокол». За время обучения они освоили предметы «Цветоведение», «Рисунок», «Композицию», «Живопись», сейчас изучают «Академическую живопись» «Академический рисунок», «Декоративную композицию с элементами дизайна». С первого года на занятиях в качестве подсказки они пользуются кругом Иттена — графической схемой из 12 цветовых секторов для поиска грамотного сочетания. Это самый популярный инструмент художников. Опираясь на цветовой круг, можно выбрать нужную цветовую палитру. Однако, это наглядное пособие не имеет постоянного места. Одним из способов решения данной проблемы стало решение родителей изготовить собственными руками для учебного кабинета арт-объект, который с одной стороны стал бы наглядным пособием по цветоведению, а с другой приучал детей бережно относиться ко времени.
Объектом исследования проекта «Все оттенки времени» является гипотеза, что семейное трудовое воспитание является позитивным фактором формирования творческой личности детей.
А предмет исследования - деятельность, которая станет нести в себе не только дизайнерскую и учебную функции, но, главное, объединит и сплотит детей и родителей студий в процессе совместной разработки и изготовлении арт-объекта – интерьерных часов.
Интерьерные часы, что создадим мы ….
Не самые роскошные,
Но нужные художникам:
Яркие и стильные
Теплые, тактильные.
Не только цветом засияют,
Круг Иттена запомнить помогают.
И ежечасно будут помнить дети
Минуты, где творили с нами вместе.
Актуальность
Актуальность проекта «Все оттенки времени» заключается в объединении совместных усилий родителей и их детей, обучающихся в детских объединениях ЦРТ «Сокол» г. Липецка, к привлечению внимания общественности к трудовому воспитанию, как целостной системе воспитания подрастающего поколения. Сегодня эта проблема актуальна, как никогда. Родители, вместе с образовательной организацией должны сделать все, чтобы научить детей понимать, что КАЖДЫЙ ТРУД ДОЛЖЕН БЫТЬ ТВОРЧЕСКИМ. Однако в обществе существуют проблемы, которые препятствую решению этих задач:
- Занятость родителей, когда из-за плотного графика работы у взрослых практически не остается время на воспитание детей;
- Функции родительской заботы смещены в сторону удовлетворения семейных материальных потребностей и контроля за элементарным физическим здоровьем членов семьи;
- Отсутствие общих дел и семейных, духовно-объединяющих взрослых и детей, традиций;
- Недостаточная информация о традиционных семейных ценностях, в основе которой лежат любовь, доверие и взаимопомощь;
Проект «Все оттенки времени» направлен на повышение трудовой и воспитательной функции семьи, возрождение семейных традиций привлечение родительской общественности к активному участию в общественной жизни ЦРТ «Сокол». Участие в проекте семей учащихся студий «Дети в цвете» и «Волшебные краски» позволит:
- Взрослым обогатиться духовно: расширить свой кругозор в сфере изобразительного искусства, прикладного творчества и дизайна;
- С помощью педагога-психолога лучше понять своих детей и смоделировать «идеальные семейные отношения»;
- Усилить воспитательную функцию семьи;
- Сплотить коллектив детей и родителей студий в процессе совместной творческой деятельности;
- Увидеть детей с другой стороны, ставших для собственных родителей наставниками, обучающими их основам цветоведения и мокрого валяния из шерсти;
- Создать арт-объект, который станет ежечасным напоминанием того, что время бежит неумолимо, а дети взрослеют еще быстрее, и нужно стремиться использовать разумно для дела каждый час и каждую минуту.
Цель проекта: создание условий для сплочения семей учащихся студий «Дети в цвете» и «Волшебные краски» ЦРТ «Сокол» путем совместной трудовой творческой деятельности в процессе создания арт-объекта в виде часов для учебного кабинета.
Задачи проекта:
- Создать условия для формирования у родителей учащихся ЦРТ «Сокол» потребности в расширении кругозора в сфере изобразительного искусства, прикладного творчества и дизайна, а в результате – появления семейного хобби.
- Активизировать участие родителей в трудовом воспитании детей, заложив в них основы психологической и практической готовности к труду: трудовой творческой активности, самоконтролю, ответственности, коммуникации и коллаборации в процессе коллективной деятельности.
- Развивать творческое мышление детей и их родителей при разработке и создании арт-объекта – интерьерных часов для учебного кабинета.
- Увидеть детей с другой стороны, ставших наставниками для собственных родителей, обучивших их основам цветоведения и мокрого валяния из шерсти.
- Способствовать развитию в ЦРТ «Сокол» социально-активных и творческих родителей, объединенных потребностью к участию в VIII Фестивале родительских инициатив.
Участники проекта: учащиеся ЦРТ «Сокол» (44 чел.), их законные представители (48 чел.), педагоги дополнительного образования (3 чел.) и педагог-психолог (1 чел.).
Срок реализации проекта: апрель 2024 г. - октябрь 2024 г.
Тип проекта: долгосрочный, социально-образовательный
Мероприятия проекта
№ п/п |
Название мероприятия |
Сроки проведения |
Количество участников |
Инициативный этап проекта |
|||
1 |
Определение темы проекта |
01-10.04. 2024 |
8 |
2 |
Совместная разработка проекта коллективом педагогов и советом родителей, определение форм работы, постановка задач, плана реализации проекта, формирование участников проекта. |
10-15.04. 2024 |
8 |
3 |
Разработка и пропаганда информации среди законных представителей учащихся ЦРТ «Сокол» о возможности участия в проекте «Все оттенки времени», направленного повышение трудовой и воспитательной функции семьи, возрождение семейных традиций привлечение родительской общественности к активному участию в общественной жизни ЦРТ «Сокол». |
15-21.04. 2024 |
8 |
4 |
Формирование списков семей - потенциальных участников проекта «Все оттенки времени» в рамках VIII Фестивале родительских инициатив. |
21-30.04 2024 |
48 |
5 |
Утверждение Советом родителей перечня и сроков мероприятий в рамках проекта и доведение данной информации до всех участников. |
30.04.2024 |
48 |
6 |
Психологические тренинговые упражнения на сплочение коллектива единомышленников с использованием арт-терапевтических методик. |
01.06.2024 |
24 |
Основной этап проекта |
|||
1 |
1 этап. Планирование. Разработка эскиза, проведение расчетов финансовых, материальных и людских затрат, составление сметы, разработка способы коммуникации для участников проектной деятельности. |
15.08.2024 |
10 |
2 |
2 этап. Подготовительный. Приобретение материалов для изготовления будущего арт-проекта. |
15-21.09. 2024 |
6 |
3 |
3 этап. Исполнительский. Изготовление из фанеры заготовки для будущего арт-объекта. |
21.09.2024 |
5 |
4 |
4 этап. Обучающий. Дети проводят для родителей обучающий мастер-класс по основам цветоведения. Выполнение цветового круга Иттена на заготовке интерьерных часов. |
04.10.2024 |
13 семей: |
5 |
5 этап. Практико-ориентированный. Дети работают в качестве наставников для родителей: обучают их изготовлению листьев в технике мокрого валяния в оттенках, соответствующих цветового круга Иттена. |
19.10.2024 |
12 семей: 12 детей, |
6 |
6 этап. Завершающий. Декорирование и сборка всех элементов арт-объекта – интерьерные часы. |
3 ноября 2024 |
12 семей (12 детей, 15 родителей, 3 педагога) |
Заключительный этап проекта |
|||
1. |
Презентация арт-объекта – интерьерные часы для учебного кабинета студий «Дети в цвете» и «Волшебные краски». Праздничный концерт. |
3 ноября 2024 |
12 семей ( 12 детей, 15 родителей, 3 педагога, 1 педагог-психолог, 28 зрителей и гостей) |
2 |
Оценка эффективности данного проекта, подведение итогов. |
9 ноября 2024 |
28 |
Предполагаемые результаты деятельности проекта
В результате реализации данного проекта ожидаем, что у детей и их родителей сформируется система ценностных отношений к труду, и потребность к совместной творческо-трудовой деятельности. Семьи будут осознавать значимость и важность взаимоуважения и взаимопонимания в семье, на основе полученных психолого-педагогических знаний, полученных в результате проведения тренингов и реализации совместной проектной деятельности. Увидеть собственных детей в роли наставниками для родителей, обучающих их основам цветоведения и мокрого валяния из шерсти. Благодаря совместной проектной деятельности учреждение сможет изменить оформление учебного кабинета с учетом пожеланий родительской общественности и учащихся. Дети и родители получат навыки создания арт-объекта – интерьерных часов, включающих в себя графическую схему из 12 цветовых секторов по цветоведению для поиска грамотного сочетания. Родители повысят активность в коллективной проектной деятельности по формированию семейного трудового воспитания детей.
Анализ результатов проекта
- Во время реализации данного проекта в качестве активных участников было 28 родителей, 28 детей, а также в качестве опосредованных участников и зрителей еще более 50 человек.
- В период реализации проекта было проведено 3 психолого-педагогических тренинговых занятия с использованием арт-терапевтических методик.
- Проведены 2 обучающих мастер-класса для родителей, где в роли наставников, обучающих основам дизайна, цветоведения и мокрого валяния из шерсти выступали дети – учащиеся ЦРТ «Сокол».
- Разработан и создан для учебного кабинета по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству арт-объект – интерьерные часы, включающие в себя графическую схему из 12 цветовых секторов для поиска грамотного сочетания оттенков для юных художников.
- По итогам реализации проекта было отмечено:
- Повышение активности и сплоченности родителей учащихся ЦРТ «Сокол».
- Эмоциональное сближение членов семей, участвующих в проекте.
- Развитие творческого мышления в направлении дизайна образовательного пространства.
- Желание родителей в повышении собственного интеллектуально-творческого развития.
Мастер-класс «Разноцветный листопад» по флеш - наставничеству