Вы здесь

Back to top
IX ФЕСТИВАЛЬ РОДИТЕЛЬСКИХ ИНИЦИАТИВ

Раздел начинается с фразы :

IX ФЕСТИВАЛЬ РОДИТЕЛЬСКИХ ИНИЦИАТИВ (нажимая на эту фразу мы должны попадать на страницу с информацией, которая расположена ниже)

 

Номинация «Воспитывающая среда»

Семейный творческий проект

Общественная библиотека

«МЕСТО ТВОРЧЕСТВА»

Паспорт семейного творческого проекта

№п/п

Структура

Содержание

1.

Полное название проекта

Семейный творческий проект «Общественная  библиотека “Место творчества”»

2.

Место проведения

ЦРТ «Сокол» г. Липецка

3.

Адресация проекта

Родительская общественность и обучающиеся МБОУ ДО ЦРТ «Сокол» г. Липецка

4.Участники и организаторы проекта

4.1.

Руководитель проекта

Заместитель председателя Совета родителей ЦРТ «Сокол» г. Липецка, Селиверстова И.Н.

4.2.

Автор проекта

Председатель родительского комитета студии

«Ньютоша» и «Дошколята» Шаланская Д.С.

4.3.

Куратор проекта

Заместитель директора ЦРТ «Сокол» г. Липецка,

Соломыкина Л.В.

4.4.

Педагог-наставник по организации детьми мастер-классов для родителей

Педагог дополнительного образования: Хороших И. О.

4.5.

Участники проекта

Семьи обучающихся студий «Ньютоша» и «Дошколята» МБОУ ДО ЦРТ «Сокол» г. Липецка

5. Тип проекта

5.1.

по продолжительности

долгосрочный

5.2.

по количеству участников

коллективный

6. Вид проекта

6.1.

По доминирующему методу

практико-ориентированный

6.2.

По виду конечного продукта

действенный

6.3.

По содержанию

интегративный

6.4.

Форма проекта

Социально-культурный образовательный проект

 

 

Книги всех кругом подружат,

Службу добрую сослужат,

Воссияет доброта,

Будем мы – одна семья!

Николай Шустиков

Введение

К сожалению, в последнее время наблюдается устойчивый тренд на снижение интереса общества к чтению. Почему же книги, которые на протяжении веков оставались важной частью нашей культуры, сейчас теряют свою актуальность?

Сегодня печатные книги постепенно уступают место электронным. Многие утверждают, что гаджеты удобнее, так как позволяют хранить множество книг на одном устройстве. Однако, чтение печатной продукции остается более увлекательным занятием. Каждая книга обладает своей уникальной историей и судьбой, что позволяет читателю визуализировать героев и окружающий их мир. Чтение развивает воображение, улучшает память и помогает лучше запоминать информацию. Чем больше книг читает человек, тем выше его уровень грамотности и четкость изложения мыслей.

В условиях уменьшения интереса к традиционным книгам, необходимо создать такую библиотеку, которая станет не только хранилищем знаний, местом, где можно развивать критическое мышление, творческие способности и общение, будет находиться в шаговой доступности, в месте, которое ежедневно притягивает сотни детей и взрослых.

Мы, родители детей, которые пятый год занимаются в студиях «Ньютоша» и «Дошколята» приняли совместное решение об организации общественной библиотеки. Мы почувствовали острую необходимость создания такого пространства именно на базе ЦРТ «Сокол», который в нашем районе является не только центром развития детей от 4 до 18 лет, это место притяжения взрослых и детей для жителей всего района. Помещение филиала ЦРТ «Сокол», расположенное по адресу ул. Пугачёва, д. 1а, по нашему мнению, как нельзя лучше подходит для общественной библиотеки.

Проведя анкетирование законных представителей учащихся Центра, мы убедились, что многие родители и дети заинтересованы в появлении современной и доступной общественной библиотеки, чтобы это место стало центром культурно-творческого пространства нашего района, а также пространством для совместных мероприятий — мастер-классов, читательских клубов, творческих вечеров, где укрепляется взаимодействие между семьями учащихся, педагогами и жителями нашего быстрорастущего района.

Создание общественной библиотеки — это вклад родителей в образовательное и культурное развитие наших детей, в создание комфортной и вдохновляющей образовательной среды. Мы уверены, что совместными усилиями сможем сделать библиотеку центром активности и развития для всех участников не только нашего учреждения, но и района Опытной станции.

Для подтверждения этой идеи родители провели анкетирование среди семей обучающихся, которое выявило высокий интерес и активную поддержку создания такой библиотеки.

По результатам анкетирования родители предложили организовать в учреждении общественную библиотеку «Место творчества», которая станет центром не только для хранения книг, но и для культурных, образовательных и семейных мероприятий. Библиотечный фонд был сформирован из книг безвозмездно пожертвованных жителями нашего округа.

Проект Общественная библиотека «Место творчества» отражает потребности родителей, стремящихся создать условия для совместного развития детей, педагогов и семьи, увеличить вовлеченность родителей в образовательный процесс и формирование читательской культуры.

 

Анализ ситуации

Сегодня в России, да и в мире в целом, чтение бумажных книг среди населения стремительно сокращается. Эта тенденция вызывает тревогу. Какие же факторы этому способствуют?

Цифровизация и быстрый доступ к информации:

В современном мире мы живем в эпоху информационных технологий, где доступ к информации стал быстрым и легким благодаря интернету. Чтение статей, блогов и новостей в формате коротких ответов стало более привлекательным, поскольку требует меньше времени и усилий.

Снижение внимания и концентрации:

Быстрые изменения в цифровом окружении формируют у молодого поколения привычку к моментальному получению информации. Это влияет на способность фокусироваться на длинных текстах и серьезном чтении.

Многообразие развлекательного контента:

Мультфильмы, видеоигры и социальные сети предлагают яркий, интерактивный и увлекательный контент, который влечет за собой немедленные эмоции и реакции. Как результат, у детей и подростков формируется предпочтение к активному отдыху, нежели к пассивному чтению.

Отсутствие привычки к чтению:

Воспитание читательской культуры требует времени и усилий. Если в семье или образовательной среде не придается значения чтению, дети не развивают эту привычку, что в дальнейшем отражается на их интересе к литературе.

 

Проблема.

Современные дети и подростки часто оказываются в информационном обществе, где книги и чтение уступают место цифровым технологиям. Это приводит к снижению интереса к литературе и недостатку навыков самостоятельного поиска информации. Мы, считаем, что библиотека в филиале дополнительного образования будет способствовать устранению данной проблемы. Создание комфортного пространства для чтения и общения, а также активное вовлечение обучающихся, родителей и педагогов в библиотечную деятельность обеспечит необходимые условия для формирования у детей любви к книге, развитию читательских навыков и культурного обогащения.

Объектом исследования проекта является процесс формирования и развития читательской культуры среди обучающихся, их законных представителей и педагогов в рамках созданной общественной библиотеки. Это включает в себя изучение влияния библиотеки как культурного и образовательного пространства на интерес к чтению, активность участия в мероприятиях, а также эффективность различных форматов взаимодействия.

Основные аспекты объекта исследования:

Анализ читательских предпочтений:

  • Исследование интересов, предпочтений обучающихся и их семей в контексте выбора книг и литературных жанров.
  • Оценка влияния различных форматов материалов (книги, аудиокниги, электронные ресурсы) на читаемость.

Влияние мероприятий на читательскую активность:

  • Изучение влияния культурных мероприятий (чтения, мастер-классы, творческие вечера) на уровень вовлеченности и активность участников.
  • Оценка изменений в читательских привычках и уровне знаний после участия в мероприятиях.

Обратная связь и вовлеченность:

  • Анализ отзывов и предложений участников относительно организации библиотеки и проведенных мероприятий.
  • Исследование методов вовлечения законных представителей в библиотечные процессы и их значения для формирования читательской культуры.

Эффективность работы команды проекта:

  • Оценка взаимодействия между педагогами, библиотекарями, обучающимися и их семьями в процессе реализации проекта.
  • Анализ значимости партнерства с местным сообществом и другими организациями для устойчивости библиотеки.

Объект исследования проекта «Общественная библиотека «Галерея слов» направлен на создание эффективной модели развития библиотечной культуры, что позволит не только привлекать людей к чтению, но и формировать крепкие связи между участниками образовательного процесса, способствуя культурному обогащению и стремлению к самосовершенствованию.

Предметом исследования проекта является взаимодействие обучающихся, их законных представителей и педагогов с библиотечными ресурсами и мероприятиями, включая изучение способов повышения интереса к чтению и формирования читательской культуры в рамках созданной библиотеки.

Основные аспекты предмета исследования:

Вовлеченность сообществ:

  • Уровень активности участников проекта в формировании библиотечного фонда включая механизмы дарения книг и поддержку мероприятий.
  • Динамика роста вовлеченности взрослых и детей к чтению, в том числе из книжного фонда общественной библиотеки и участию в библиотечных инициативах.

Воздействие на формирование читательской культуры:

  • Мониторинг изменения отношения обучающихся и их семей к чтению как к важному элементу образования и досуга.
  • Динамика участия обучающихся и их родителей в библиотечных мероприятиях и акциях.

Читательская активность:

  • Оценка книгооборота библиотечных книг в течение всего проекта.
  • Количественные показатели читателей и объема прочитанных книг в начале и конце реализации проекта.

Методы и форматы работы:

  • Эффективность различных форматов библиотечных мероприятий, таких как чтения, мастер-классы, выставки, тематические вечера.
  • Исследование подходов к привлечению читателей через использование современных технологий, социальных сетей и цифровых медиа.

 

Актуальность.

В настоящее время дополнительное образование испытывает потребность в совершенствовании условий предоставления образовательных услуг, включая создание комфортной обстановки для полноценного раскрытия творческих способностей детей и подростков. Предлагаемый нами проект направлен на удовлетворение растущих запросов общества к образованию, формирует позитивное отношение к знаниям и развивает способность самостоятельного поиска информации. Осуществляя данную инициативу, совместно с учреждением мы создаём предпосылки для дальнейшего социального и профессионального роста будущих поколений.

Цель проекта: создание условий для сплочения семей обучающихся ЦРТ «Сокол» путем создания активной, современной общественной библиотеки, где обучающиеся, их законные представители и педагогический состав смогут получать знания, развивать интерес к чтению и участвовать в культурных и образовательных мероприятиях.

Задачи проекта:

  • Организация комфортного и современного библиотечного пространства, располагающего к обучению и творчеству для семей обучающихся.
  • Формирование библиотечного фонда, содержащего литературу, соответствующую интересам и потребностям обучающихся различного возраста.
  • Создание комфортного пространства для обучения и досуга.
  • Обеспечение доступности книг и информационных ресурсов.
  • Проведение мероприятий по формированию читательских навыков.
  • Привлечение к участию в мероприятиях библиотеки, создание атмосферы дружелюбия и взаимопонимания.
  • Поддержка развивающего потенциала библиотеки путем регулярных просветительских мероприятий, мастер-классов, выставок, творческих вечеров, литературных клубов и иных интересных форматов.
  • Активное включение семьи в культурную и интеллектуальную жизнь.
  • Вовлечение семей обучающихся филиала ЦРТ «Сокол» в библиотечную деятельность.

 

Участники проекта: обучающиеся ЦРТ «Сокол» (32 чел.), их законные представители (45 чел.), педагоги дополнительного образования (5 чел.). Срок реализации проекта: апрель 2025 г. - октябрь 2025 г.

Тип проекта: долгосрочный, социально-культурный образовательный проект.

Поэтапный перечень действий проекта Общественная библиотека «Место творчества».

Этап 1: Подготовка и планирование.

Создание команды проекта:

  • Сформировать инициативную группу для координации всех действий.
  • Провести обсуждения проекта и разработать его дорожную.

Анкетирование и обсуждение:

  • Провести анкетирование для выявления потребности социума в создании общественного библиотечного пространства на базе филиала ЦРТ «Сокол».
  • Провести опрос потенциальных читателей общественной библиотеки по выявлению интересов и потребностей для правильного формирования библиотечного фонда.
  • Организовать обсуждение по поводу формата библиотеки и желаемых мероприятий.

Этап 2: Создание библиотеки.

Сбор книг через дарение:

  • Запустить акцию по сбору книг «Книгодарение», пригласив обучающихся и их родителей и жителей района.
  • Создать ящики для сбора книг.

Оформление пространства библиотеки:

  • Привлечь волонтеров для ремонта, уборки и оформления библиотеки (стены, полки, зоны для чтения).
  • Запланировать зоны для работы, чтения и творчества (уютные уголки).

Каталогизация фонда:

  • Организовать мастер-класс для обучающихся по созданию каталога книжного фонда.
  • Создать каталог собранных книг.

Этап 3: Заинтересовать и увлечь.

Презентация библиотеки:

  • Организовать день открытых дверей, на котором представить библиотеку, ее фонд и возможности.
  • Провести экскурсии для обучающихся и их законных представителей.

Создание читательских клубов:

  • Создать клубы по интересам, где дети и родители смогут обсуждать прочитанные книги и делиться впечатлениями.

Организация волонтерских групп:

  • Создать волонтерские группы среди обучающихся и родителей для помощи в деятельности библиотеки (желание принимать участие в мероприятиях).

Этап 4: Проведение мероприятий и акций.

Творческие вечера:

  • Проведение вечеров чтения, где дети и родители читают любимые книги, делятся своими мыслями о книгах.
  • Тематические вечера и мини-выставки («Семейное чтение», «Детское время сказок», «Учение с увлечением»).

Мастер-классы:

  • Мастер-классы по написанию рассказов и стихов, где дети смогут выразить свои мысли и идеи.
  • Мастер-классы по иллюстрации книг, рисованию персонажей и сюжета.

Книжные фестивали и выставки:

  • Организация книжного фестиваля «Клуб книгочеев» с обсуждением литературных произведений.

Социальная акция «Час чтения»:

  • Регулярные чтения вслух для детей всех возрастов, где читателям рассказывают интересные факты о книгах и их авторах.
  • Совместные мероприятия, во время которых обучающиеся и родители читают в библиотеке.

Социальная акция «Книжкина больница»:

  • Реставрация старых и нуждающихся в ремонте книг «Книжкина больница».

Мониторинг реализации проекта:

  • Постоянное анкетирование и опросы среди пользователей общественной библиотеки после мероприятий выявления уровня удовлетворенности.
  • Регулярный анализ информации из «Коробки предложений» для сбора идей по улучшению работы общественной библиотеки и организации мероприятия.

Анализ и планирование:

  • Проведение встреч по итогам реализации мероприятий с командой проекта и участниками для обсуждения достигнутых результатов и дальнейших шагов.
  • Адаптация и корректировка мероприятий на основе отзывов и успешности предыдущих действий.
  • Продолжение работы общественной библиотеки на базе филиале ЦРТ «Сокол» после окончания реализации проекта Общественная  библиотека «Место творчества».

Мероприятия проекта

 

№ п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Количество участников

Инициативный этап проекта

1

Определение темы проекта

01-10.04.

2025

8

2

Совместная разработка проекта коллективом педагогов и родителей обучающихся, определение форм работы, постановка задач, плана реализации проекта, формирование участников проекта.

10-15.04.

2025

8

3

Разработка и пропаганда информации среди законных представителей обучающихся ЦРТ «Сокол» о возможности участия в проекте «Общественная  библиотека «Место творчества», направленного на привлечение интереса обучающихся и их законных представителей к чтению и саморазвитию через проведение мероприятий и акций, направленных на популяризацию чтения и книг.

15-21.04.

2025

8

4

Формирование списков семей - потенциальных участников проекта «Общественная  библиотека «Место творчества», в рамках IX Фестивале родительских инициатив.

21-30.04

2025

48

5

 

30.04.2025

48

Основной этап проекта

1

1 этап. Планирование.

  • Утверждение перечня и сроков мероприятий в рамках проекта и доведение данной информации до всех участников.
  • Психологические тренинговые упражнения на сплочение коллектива единомышленников с использованием арт-терапевтических методик.

 

30.04.-30.05.2025

 

7

2

2 этап. Подготовительный.

  • Акция по сбору книг «Книгодарение». Установка ящиков для сбора книг.
  • Открытие «Коробки предложений» для сбора идей по улучшению работы общественной библиотеки и организации мероприятия
  • Привлечение волонтеров для ремонта, уборки и оформления библиотеки (полки, зоны для чтения).
  • Обучающий мастер-класс по созданию каталога книжного фонда.
  • Создание каталога собранных книг.

 

30.04.- 30.05.2025

 

52

 

 

7

 

 

 

8

 

 

5

 

5

3

3 этап. Исполнительский.

  • Торжественное открытие общественной библиотеки - подарок родителей в «День защиты детей».
  • День открытых дверей общественной библиотеки «Место творчества», на котором представляют библиотечные фонды.
  • Проведение экскурсии для обучающихся и их законных представителей.
  • Мастер-класс по иллюстрации книг, рисованию персонажей любимых книг «Нарисуй-ка».
  • Старт книжного фестиваля «Клуб книгочеев».

01.06.2025

 

 

 

 

10.06.2025

50

 

 

 

 

48

4

4 этап. Обучающий.

  • Презентация для обучающихся и законных представителей «Чтение – вот лучшее учение» о важности чтения.
  • Социальная акция «Книжкина больница». Мастер-класс по реставрации старых и нуждающихся в ремонте книг «Книжкина больница».
  • Мастер-класс по написанию стихов «Буриме».

 

15.06.2025

 

 

 

24.06.2025

 

 

 

 

 

13 семей

 

 

 

9 семей

5

5 этап. Практико-ориентированный.

  • Проведение вечеров чтения, где дети и родители читают любимые книги, делятся своими мыслями о книгах.
  • Тематические вечера и мини-выставки («Семейное чтение», «Детское время сказок», «Учение с увлечением»).
  • Работа семейного клуба «Читающая семья». Встречи, обсуждения прочитанной литературы родителями и детьми, обмен впечатлениями, семейные чтения.
  • Конкурс юных литераторов «Моя первая книга». Творческое соревнование на лучшую оригинальную историю или сказку и созданию иллюстраций к ним.

09.07- 25.10.2025

28 семей

6

5 этап. Финальный.

  • Церемония награждения победителей книжного фестиваля «Клуб книгочеев» и фотоконкурса «Читаем всей семьей».
  • Выставка-конкурс детской книжной продукции - работ юных писателей, иллюстраторов, дизайнеров и полиграфистов.
  • Акция, предусматривающая максимальное количество прочтенных книг за ограниченный период времени. Программа поощрения активных читателей. Награждения лучших читателей проекта.

30 октября 2025

48 человек

Заключительный  этап проекта

1.

Мониторинг реализации проекта:

анкетирование и опрос пользователей общественной библиотеки по выявлению уровня удовлетворенности.

01.11.2025

8

3

Оценка эффективности данного проекта, подведение итогов.

05.11.2025

88

 

 

Предполагаемые результаты деятельности проекта.

Создание функционирующей общественной библиотеки:

  • Пополнение фонды библиотеки за счет дарения книг, полученных от обучающихся, их родителей и педагогов.
  • Оформление и каталогизация поступивших книг.
  • Организация культурных и образовательных мероприятий:
  • Проведение различных мероприятий (чтения, выставки, мастер-классы) в течение реализации проекта.
  • Участие детей и родителей в создании книжных клубов и обсуждениях.

Повышение уровня заинтересованности к чтению:

  • Увеличение числа посетителей библиотеки.
  • Опрос, показывающий положительную динамику в уровне интереса к литературе у обучающихся и их родителей.
  • Анализ результатов проекта.
  • После реализации проекта проведен анализ его эффективности.

Оценка активности библиотечного пространства:

  • Сбор статистики о количестве посетителей библиотеки, частоте и типах проведенных мероприятий.
  • Анализ анкетирования среди пользователей для определения их уровня удовлетворенности библиотечными услугами.

Качество собранных данных:

  • Оценка качества собранных книг и материалов, состояния фонда по итогам дарений.
  • Качественный анализ обратной связи от участников мероприятий по улучшению досуга и образования.

Долгосрочные эффекты:

  • Оценка изменения в отношении обучающихся и их законных представителей к чтению и необходимости библиотечного пространства.
  • Восстановление и поддержание читательских интересов, формирование устойчивого библиофила среди молодежи.

В результате реализации семейного творческого проекта будет создана библиотека, способная стать важной образовательной и культурной площадкой, где обучающиеся и их семьи смогут находить поддержку, знания и вдохновение. Со временем проект будет адаптироваться и развиваться на основе собранных данных и мнений пользователей, что обеспечит максимальную актуальность и эффективность библиотечной деятельности.

 

Анализ результатов проекта.

1.      Количество пользователей библиотеки увеличится минимум на 50%.

2.      Показатели общей посещаемости мероприятий вырастут вдвое.

3.      Возрастет спрос на пользование услугами библиотеки, подтвердится положительное влияние библиотеки на образовательный процесс.

4.      Качество проведенного мероприятия оценивается положительно участниками и наблюдателями.

5.      Обучающие проявляют повышенный интерес к самостоятельному изучению литературы, увеличению скорости чтения и улучшению качества восприятия текста.

6.      Родители отмечают улучшение поведения и увеличение умственных способностей своих детей.

  • По итогам реализации проекта было отмечено:
  • Повышение активности и сплоченности родителей обучающихся ЦРТ «Сокол».
  • Эмоциональное сближение членов семей, участвующих в проекте.
  • Желание родителей в повышении собственного интеллектуально-творческого развития.

Резюме проекта:

Реализация проекта создаст уникальную площадку для интеллектуального и духовного развития детей и молодежи, обеспечит реализацию их потенциальных возможностей, стимулирует творческую активность и сотрудничество, укрепит партнерские отношения. Данный проект обладает высоким потенциалом для распространения положительного опыта в других учреждениях аналогичного профиля.

 

Достигнутые результаты проекта Общественная библиотека «Место творчества»:

  1. Количество книг в библиотеке увеличилось до 600 экземпляров благодаря акциям по дарению и сбору книг жителями района и семьями обучающихся.
  2. Численность активно читающих обучающихся выросла на 60% за период реализации проекта.
  3. За лето обучающиеся прочитали более 1500 книг разных жанров.
  4. Регулярно посещают библиотеку и участвуют в мероприятиях более 80 человек (дети и родители).
  5. Созданы 3 читательских клуба по интересам, объединяющих более 25 семей.
  6. В библиотеке проведено более 20 культурных и образовательных мероприятий (мастер-классы, творческие вечера, фестивали).
  7. Организована постоянная группа волонтеров из числа родителей и обучающихся (30 человек).
  8. Качество библиотечного фонда значительно улучшилось за счет каталога и системной каталогизации.
  9. Значительно повысился интерес к классической и современной детской литературе среди обучающихся.
  10. Вовлеченность родителей и активное участие в жизни библиотеки способствовали укреплению партнерства семьи и учреждения.
  11. Проведена кампания «Книгодарение» с охватом 200 семей.
  12. Запущена социальная акция «Книжкина больница» по восстановлению и реставрации книг.
  13. Увеличилось количество семей, посещающих совместно читательские мероприятия, на 50%.
  14. Повысилась скорость и качество чтения у обучающихся, отмечено педагогами.
  15. Организованы мастер-классы по иллюстрации и написанию рассказов для детей (более 10 занятий).
  16. Запущен конкурс юных литераторов «Моя первая книга» с участием 18 семей.
  17. Библиотека стала центром культурного досуга для района, посещения выросли вдвое.
  18. Повысилась осведомленность детей и родителей о значении чтения и библиотечной активности.
  19. Обратная связь от более 80% участников по итогам мероприятий и работы библиотеки.
  20. До обновления библиотечный фонд насчитывал около 200 книг, большая часть которых была устаревшей или частично поврежденной. После реализации проекта «Общественная библиотека «Место творчества»» количество книг увеличилось до 680 экземпляров, включая новые поступления и восстановленные книги в рамках акции «Книжкина больница». Это свидетельствует о более чем трехкратном росте фондов, значительно расширив доступ к разнообразной и качественной литературе для детей и их семей.
  21. Лучшим читателем проекта стал обучающийся студий «Ньютоша» и «Дошколята» Пахомов Тихон (6 лет), который за период реализации прочитал более 32 книги, активно участвовал в творческих конкурсах и читательских клубах, что отмечено поощрительными грамотами и подарками от библиотеки.

Эти результаты подтверждают высокую значимость и эффективность проекта как в развитии читательской культуры, так и в укреплении связи семьи и образовательного учреждения, создавая благоприятную творческую среду для детей и родителей.

Сценарий торжественного открытия общественной библиотеки «Место творчества» 

 

Фотогалерея

Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом